Прежде чем начать говорить подробно про поведенческие факторы, давайте ещё раз вспомним из чего состоит продвижение сайта.
Главные факторы лежащие в основе формирования поисковой выдачи:
- Внутренняя оптимизация;
- Внешняя оптимизация (продвижение ссылками и статьями) ;
- Поведенческие факторы (сокращённо часто пишут ПФ);
Если какой-то из этих элементов отсутствует, то вывести запросы в топ вряд ли получится. Это три самых важных фундаментальных вещей при продвижении.
1. История появления
2. Список поведенческих факторов
2.1. Время
2.2. Показатель отказов
2.3. Глубина просмотра
2.4. Возвращение к поиску
2.5. Источники трафика (закладки, другие ресурсы)
2.6. Характер поведения пользователей
2.7. Кликабельность в поисковой выдаче
3. Как Яндекс определяет поведенческие факторы
4. Какие поведенческие факторы можно считать хорошими
5. Как улучшить поведенческие факторы
5.1. Интересный контент
5.2. Внутренняя перелинковка
5.3. Понятная структура
5.4. Хороший дизайн
5.5. Анализ статистики
1. История появления поведенческих факторов
Влияние поведенческих факторов на ранжирование в Яндексе впервые было замечено в конце 2010 года. В то время лишь малая часть оптимизаторов знала про эта и могла легко вывести любые ключевые запросы в топ без закупки ссылок. Многие даже не поверили в то, что существует другие факторы ранжирования, поскольку тогда ссылки рулили, как никогда. Все закупали их в массовых количествах.
Весной 2011 года о поведенческих факторах знали уже многие, поэтому участились случаи их накрутки. Яндекс не мог смотреть на это все с закрытыми глазами, поэтому летом 2011 ввёл специальный фильтр, который выкидывал проекты из топа с накрученными поведенческими факторами месяца на 2-3. "Халявная" возможность продвинуть сайт в топ закончилась. После этого к накрутке ПФ стали подходит гораздо аккуратней.
2. Список поведенческих факторов
Какие характеристики/метрики входят в список поведенческих факторов? Об этом ходят слухи и легенды в мире SEO. Давайте рассмотрим, что, скорее всего, влияет и что вообще можно измерить в поведении пользователей.
2.1. Среднее время
Среднее время проведённое на сайте считается одним из ключевых показателей поведенческих факторов. По сути это значение показывает сколько посетитель был на ресурсе. Однако не всегда большое время является хорошим показателем. Но чаще всего всё же чем больше времени посетитель находится на веб-сайте, тем лучше.
За этим показателем можно легко отслеживать через Метрику (счётчик от Яндекса).
Бывают случаи, когда пользователь открыл вкладку и ушёл по своим делам (например, ему позвонили или у него активна другая вкладка). Счётчик времени идёт, но по факту это "фейк". Поисковые системы знают эти нюансы. Естественно, такое время не будет учтено в положительную сторону, несмотря на то, что в метрике будет показано 10 минут проведённые на одной странице. Для детального анализа поведения стоит анализировать данные с "Вебизора" (полное описание сессии одного пользователя).
2.2. Показатель отказов
Показатель отказов (по англ. "bounce rate") является важнейшей метрикой поведенческих факторов. Какие посещения считаются отказами при просмотре статистики? В целом должно выполниться одно из двух условий: либо человек находился менее 15 секунд, либо он просмотрел всего одну страницу. Показатель отказов измеряется в процентах.
Естественно, чем он меньше, тем лучше. Добиться показателя в 0% невозможно, т.к. всё равно будут заходить случайные пользователи (их ещё называют ошибочные клики) и немного портить статистику.
2.3. Глубина просмотра
Глубина просмотра — это количество страниц, просмотренных пользователем за сессию. Измеряется в абсолютном значение (просто число). Естественно, чем больше, тем лучше поведенческие факторы. Для каждого проекта это значение будет сильно отличаться. Например, для развлекательных ресурсов — это значение будет значительно выше, чем для информационных или новостных сайтов.
Однако не всегда можно считать большое число просмотров за хороший показатель. Возможно, пользователь не может быстро найти информацию на сайте, поэтому переходит с одной страницы на другую.
2.4. Возвращение к поиску
Возвращение к поиску — этот показатель мы никак не можем отследить. Зато поисковая система его легко сможет определить. Если после просмотра сайта пользователь перешёл обратно в поиск и стал переходить на другие ресурсы, то это говорит о плохом показателе. Значит, мы не дали ответ на запрос пользователя и он пошёл искать ответ дальше. Поисковые системы учитывают это и в дальнейшем могут понизить позиции не только по этому ключу, но и по другим тоже.
На мой взгляд, этот показатель является самым весомым в плане оценки "получил ли пользователь ответ на запрос"? Многие оптимизаторы считают возвращение к поиску самым важным показателем среди остальных поведенческих метрик.
2.5. Источники трафика (закладки, прямые переходы, поисковые системы)
Прямые заходы на сайт — переходы с закладок и напрямую вводя URL (адрес). Этот показатель ценится, поскольку пользователи посещают ресурс без поисковой машины. Значит, они сами этого хотят, а, следовательно, здесь есть ценная информация.
У большинства ресурсов закладочный трафик составляет всего лишь 8-15% от общего.
Наличие трафика с других источников (помимо поисковых систем) считается положительным моментом.
2.6. Характер поведения пользователей
Поведенческие факторы должны оцениваться в первую очередь естественностью поведения пользователей путём анализа перемещения курсора мыши и его действий. Это нужно, чтобы уметь отсеивать накрутки поведенческих факторов. На рынке давно существуют скрипты для имитации действия пользователей. Сейчас это работает мало эффективно и этим мало кто занимается. Есть большие риски быть наказанным.
Вебмастер может пытаться максимально улучать поведенческие факторы путём добавления функционала, лучшего представления контента.
2.7. Кликабельность в поисковой выдаче
Кликабельность сайта в выдаче (в Яндекс Вебмастере этот параметр называется CTR). На этот показатель оказывает влияние наличие хороших оптимизированных сниппетов. Это один из важных параметров, поскольку, даже если сайт занимает высокие позиции, не факт, что будут реальные заходы из поисковых систем.
Недаром в новом Яндекс Вебмастере в разделе поисковые фразы есть четыре поля "показы", "клики", "средняя позиция" и "CTR":
Помимо технических значений поведенческих факторов, есть также такое понятие, как конверсия. Этот показатель является определяющим фактором эффективности его работы. Можно иметь потрясающие значения всех факторов, иметь большую посещаемость и нулевые продажи, а значит и доход.
3. Как Яндекс определяет поведенческие факторы
Не стоит думать, что Яндексу трудно узнать про поведение пользователей на веб-сайте. Не забывайте, что на самом деле поисковая система знает гораздо больше, чем Вы думаете. Чтобы отслеживать действия пользователей у Яндекса есть несколько способов:
- Яндекс Бар (но он стоит не у всех, в этом случае данные могут быть неточными);
- Открытая статистика LiveInternet (у некоторых это открытая информация);
- Количество возвратов на поиск (если Яндекс замечает, что человек быстро возвращается обратно на поиск, то, значит, он не смог найти информацию на странице по ключевому запросу);
- Яндекс Метрика (у Яндекса будет подробнейшая статистика, касающаяся поведения пользователей);
- Яндекс Браузер (может он не такой популярный как Google Chrome, но всё равно им пользуются многие, около 8% всех пользователей);
4. Какие поведенческие факторы можно считать хорошими
На этот вопрос трудно ответить корректно, поскольку для каждой тематики есть свои нормы. Например, если тематика сайта заказ такси или пиццы, то 1 просмотр страницы на посетителя будет считаться нормальным результатом. А вот если тематика интернет-магазин, то тут должно быть не менее 3-4 просмотров.
Лично моё мнение, что у Яндекса есть по каждому запросу свои определённые нормы, т.е. самое главное смотреть на запрос, а не на общую тематику. Узнать поведенческие факторы у Ваших конкурентов практически невозможно, поэтому Вы можете только догадываться, как ведёт себя пользователь у них. Хотя есть сервис, который может дать очень грубую оценку - SEMRUSH.
Например, для запроса "как создать сайт" время проведения на сайте 3 минуты, а количество просмотров на посетителя 2.1 страницы. А для другого запроса: "как поднять тиц" время проведения на сайте 1.7 минуты, а количество просмотров на посетителя 1.5 страницы. И оба эти результата можно считать нормальными, относительно конкурентов, хотя мы не знаем точно их результаты.
Если Вы добьётесь того, что показатель отказов будет 0-10%, то это будет шикарный результат, которым можно гордиться. Но, как правило, такой результат невозможно достичь, поскольку всегда есть вероятность "ошибочных кликов". То есть проблема не в том, что с сайтом что-то не так, а в том, что просто пользователь ошибочно на него попал. И бороться с этим почти невозможно, т.к. всё равно какой-то минимальный процент будет присутствовать.
5. Как улучшить поведенческие факторы
5.1. Размещайте интересный контент
Без хорошего контента никуда. Если Вы пишите интересно, то пользователь будет стремиться прочитать как можно больше текста на нём. Немаловажно ещё и то, как он представлен. "Кирпичи текста" неудобно читать, а вот структурированный текст другое дело. Взамен можно будет получать бесплатные входящие ссылки с форумов, социальных сетей в качестве бонуса.
5.2. Внутренняя перелинковка
Не все пользователи готовы искать долго нужную ему информацию. Поэтому чтобы не потерять лишних пользователей нужно ставить ссылки прямо в статье (с какими-то похожими ключевыми словами) или в конце статьи ставьте ссылки на похожие темы. Советую прочитать:
5.3. Понятная структура
Структура сайта должна быть в виде иерархии. Вверху каждой статьи желательно, чтобы были хлебные корочки (ссылки на разделы выше).
Также обращаю внимание на важность составление семантики перед его созданием. Более подробно про то, как это сделать читайте в статье:
5.4. Хороший дизайн
На красивом веб-сайте приятно находится. Есть вероятность, что это удержит пользователя. Дизайн лучше делать классическим: шапка, боковые колонки, контент по центру и меню на видном месте. Другими словами, надо работать и улучшать юзабилити.
5.5. Анализ статистики
Добавьте Яндекс Метрику и посмотрите через некоторое время, как ведут себя пользователи на Вашем сайте. Возможно, в местах где пользователь проявляет наибольшую активность (большое число кликов) стоит поставить какие-то полезные ссылки.
Анализируя метрику, найдите те страницы где показатель отказов высокий. Далее, стоит поработать с контентом на этой странице, либо добавить какие-то ссылки на другие похожие темы и т.д. Что конкретно менять нужно думать и решать Вам. Главное то, что нужно что-то делать с такими страницами, поскольку они портят общую репутацию в поисковых системах.
Сайт с плохими поведенческими факторами не сможет долго продержаться в топе выдачи. Поэтому работайте, старайтесь сделать его удобным для пользователя.
Читайте также:
• Продвижение поведенческими факторами
• Идеальный сайт для поисковых систем
• Поисковые алгоритмы
• Как можно удержать посетителей
• Как продвинуть интернет-магазина самостоятельно
• Бесплатные жирные каталоги статей
• Сервисы для проверки позиций
• Статистика поисковых запросов
• Сколько стоит продвижение в интернете
• Сервис Wordstat Yandex — как пользоваться
• Самостоятельное продвижение для новичка